Возможно ли синхронизировать интерфейс обучающей среды с более быстрыми режимами функционирования учебных систем?

психология
наука

(Александр Силаев) #1

Возможно ли синхронизировать интерфейс обучающей среды с более быстрыми режимами функционирования учебных систем, связать с перцепцией, когницией, памятью и мотивацией?


(Георгий) #2

Психологическая комфортность обучающей среды для пользователя - ученика или студента - является одной из предпосылок успешной, то есть эффективной, учебы и обучения.

В концепте психологической комфортности выделяются два важных аспекта: диалогово-интерфейсный и социальноорганизационный. Первый из них отображает соответствие способа и формы представления информации в обучающей среде психологическим и физиологичным закономерностям восприятия и обработки информации человеком, задает требования к организации представления информации, к модальности представления информации, к визуальному, текстовому, лингвистическому и другим аспектам коммуникации ученика с системой.

Анализу визуальных характеристик интерфейса обучающей среды было уделено много внимания. Но один важный аспект остался без рассмотрения.

Часто информацию, процесс обработки которой человеческим мозгом является затрудненным, можно трансформировать в сферу визуального движения, где ход этого процесса происходит лучше и легче. Например, человеку трудно воспринимать и запоминать количественные величины, такие как температура, крутящий момент, вес. Поэтому можно трансформировать задание восприятия этих величин в такие задания, когда наш мозг имеет дело с визуальными формами, величинами, визуальной оценкой относительного местонахождения: стрелка находится справа или слева относительно определенной отметки на шкале, а может, просто на ней? Человеческий мозг успешно воспринимает формы и относительное местонахождение.

Если обратиться к проблеме обеспечения психологической комфортности учебы, то возникает полностью очевидная ассоциация. В ее диалогово-интерфейсном аспекте, требование комфортной учебы ставит перед проектировщиками задание организовать взаимодействие человека с системой таким образом, чтобы максимально облегчить ученику восприятие и понимание информации, сэкономить ему время и силы, которые должны быть потрачены на содержательную интеллектуальную работу, а не на преодоление препятствий при общении с системой, при получении, усвоении и понимании нового знания.

Вышеупомянутая трансформация перцепции может не только облегчить восприятие “невидимой” или сложной информации, но и повысить интенсивность потока информации через интерфейс, то есть за меньшее время может быть воспринято большее количество информации.

При проектировании интерфейса учебных систем доступность высшего темпа прохождения материала может быть важной не только потому, что это позволило бы сократить время учебы. Некоторые системы, в том числе такие, как человеческий мозг, полностью изменяют режим функционирования в случае, если определенные параметры достигают критического значения. Например, когда скоростной катер почти летит над водой или жонглер управляется со своими орудиями - здесь наименьшее изменение может разрушить процесс.

Так и мозг имеет динамические характеристики, которые часто имеют между собой синергичную связь: новая информация поступает в мозг, где происходит процесс усвоения ее и установление связей еще до того как “угаснут” электрохимические “остатки” предыдущей информации. И здесь тоже наименьшая задержка может разрушить процесс: внимание распыляется, и информация, которая является важной для продолжения процесса, исчезает.

До недавнего времени процесс учебы в значительной степени заключался в вербализациях, привязанных к перелистыванию бумажных страниц и напряженному визуальному поиску. Однако, мощность и быстродействие современных компьютеров является достаточной для того, чтобы отображать по крайней мере простые формы движения.

Следовательно, возможно синхронизировать интерфейс с более быстрыми режимами функционирования учебных систем, связать с перцепцией, когницией, памятью и мотивацией.