В чем разница между даосизмом и конфуцианством?

даосизм
конфуцианство
религия

(Виталий) #1

И насколько оно велико?


(Виталий) #2

Конфуцианство в основном имеет дело с отношением людей с другими людьми, в то время как даосизм в основном имеет дело с отношением людей с природой.

Ключевое слово в даосизме является Дао, Путь природы, Вселенной, или Бога. Его учение «следовать Дао Путь» - не нарушать его. Поощрять его. Дао является эталоном правильного и неправильного.

Ключевое слово в Конфуцианстве является Ли, правильный способ поведения - среди людей, в правильном положении, в нужное время и место. В конфуцианстве есть:

  • Добродетель, милосердие, праведность, кодексы поведения, мудрость, надежность…
  • Достоинства, сыновнее благочестие, верность, монеры поведения…

В Википедии: Даосизм и Конфуцианство


(Dmitry Moiseev) #3

В дополнение к предыдущему ответу. В глобальном смысле, их не совсем корректно сравнивать, так как в рамках культурной традиции Старого Китая сформировалось три философские школы(конфуцианство, легизм, моизм), которые устанавливали правила существования социума и индивидуума в нем, а с другой стороны было два религиозных учения (даосизм и буддизм), которые изначально наоборот предлагали пути выхода индивидуума за рамки ограничений социума.

Кому хочется более детально разобраться в вопрос, рекомендую прочесть Макса Вебера "Конфуцианство и даосизм. Хозяйственная этика мировых религий. "

Это первая часть фундаментального исследования, посвященного взаимоотношениям между основными религиозными течениями и характером обществ, развивавшихся под их влиянием. Рассматриваются ценностные системы и социально-этические установки, возникшие в рамках древнекитайских учений конфуцианства и даосизма. Вебер сравнивает оба течения и анализирует их воздействие на социальную и, прежде всего, на хозяйственную деятельность их последователей.


(Геннадий) #4

Конфуцианство и Даосизм - обе философии, которые начались в Китае. Они, видимо, не были изначально предназначены для религий как таковых, но были рассмотрены скорей в среде ученых. Даосизм в первую очередь касается жизни индивида, в то время как Конфуцизм направлен на жизнь самого общества.

Даосизм основан на книге Дао Дэ Цзин, в вольном переводе “пути вещей”, “образ жизни” или “Путь и его сила”."Предполагалось, что она была написана в 5 веке до нашей эры мудрецом Лао-Цзы (Laozi), эта философия подчеркивает гармонию и равновесие и ищет равновесие в жизни через созерцание и бездействие.

Changchun-Temple-TaiQingDian-DaoDeJing
Начало текста Дао Дэ Цзин, высеченное на стене храма Чанчунь (г. Ухань)

При этом Лао-Цзы не имел в виду ничего не делать, а только то, что необходимо. Для стороннего наблюдателя может показаться, что даос ничего не делает, но на самом деле он делал только то, что нужно, и в нужное время. Сами мысли и знания о жизни и ее циклах приводит к пониманию того, что делать, когда и что делать больше или меньше, т.к. это сейчас контрпродуктивно.

Личная свобода и ответственность важны в даосизме, и ее применение к политическим действиям является минималистской концепцией правительства. Концепции Лао-Цзы были расширены и кодифицированы Чжуан-Цзы (Чжуан-цзы) спустя два столетия.

В то время как Даосизм - это способ взглянуть на жизнь, конфуцианство в значительной степени представляет собой систему этики для семейной и общественной жизни. Оно основано на учении Кунг Фу-Цзы (Конфуция), ученого, родившегося около 551 года до н. э. в Королевстве Лу, сегодняшней провинции Шаньдун.

Confucius%2C_fresco_from_a_Western_Han_tomb_of_Dongping_County%2C_Shandong_province%2C_China
Фреска с изображением Конфуция, из гробницы Дунпин, провинции Шаньдун, Китай

Конфуцианство, которое часто путают с “поклонением предкам”, включает в себя такие понятия, как:

  • уважение и любовь к семье, включая предков;
  • честность;
  • доброжелательность;
  • надежность и праведность.

Также подчеркивается лояльность к своему государству или нации, а также правила приличия, ритуала, вежливости и этикета. Центральными произведениями этой философии являются “Пять классиков”, в том числе труды более ранних китайских правителей, классические оды, история классических обрядов и история государства Лу.

Классика также включает в себя И Цзин, гораздо более раннюю работу, которая была изучением военной стратегии и человеческого поведения, замаскированного иногда под гадание. Существует также еще один набор работ под названием “Четыре книги”, в том числе труды Мэн цзы (Mencius), философа, который жил около двух столетий после Конфуция.