Почему "Венера" Ботичелли остается иконой стиля и в наши дни?

Как долго может знаковый образ продержаться на пике моде? Может ли кто-то вдохновлять дизайнеров долгих 5 веков? Синди Кроуфорд делает это на протяжении 30 лет, Софи Лорен – все 65. А женщины Боттичелли остаются обожаемыми и желанными вот уже 530 лет. Они служили музами Боба Дилана, Энди Уорхолла, Леди Гаги, наконец!

Изображение Венеры, написанной Сандро Боттичелли, поднимающейся из морской раковины, украшает не только галерею Уффици, но и комнаты подростков по всему миру. Ее образ можно обнаружить даже на 10-центовой монете в Италии. Флора с той же картины стала вдохновением для Эльзы Скиапарелли в 1938 году. Фигура Флоры с полотна Боттичели «Весна» ожила на подиуме в прошлогоднем показе Valentino.

В чем секрет непреходящего очарования женщин у Боттичелли? Как художник, прозябавший в безвестности еще 200 лет после своей смерти, задает планку канонам красоты в наши дни?

8 симпатий

Ответы можно поискать на выставке «Боттичелли Переосмысленный» в музее Виктории и Альберта в Лондоне, среди 50 картин самого Боттичелли и работ сотни его последователей и подражателей, среди которых полотна Данте Габриэля Россетти, Вильяма Морриса, Рене Магритт и Синти Шерман.

Рождение Венеры Боттичелли

Директор музея Мартин Рот надеется, что выставка поможет понять, как и почему культурное наследие Боттичелли влияет на коллективную визуальную память.

Картина «Рождение Венеры» - бесконечно цитируемая метафора юности и красоты, не была включена в экспозицию, из-за сложностей ее транспортировки из Флоренции. Однако ее канонический музейный образ, переосмысленный Энди Уорхоллом в 1984 году, присутствует на выставке в виде двух рекламных щитов.

Дэвид ЛаШапель на своей фотографии 2009 года воспроизвел позу Венеры, сильно загримировав загорелую блондинку – модель, в попытке установить новый стандарт женской красоты.

Масштабы, в которых интернациональный художественный образ прижился в умах молодого поколения, просто поражает. Так фотограф - документалист Ринеке Дийкстра попросила случайных девушек, отдыхавших на берегу, позировать для серии пляжных портретов. Непрофессиональные модели принимали позы, копирующие позу Венеры Боттичелли, как они позже признались, стараясь выглядеть как совершенство.

Куратор музея Виктории и Альберта Ана Дебенедетти подтверждает, что такое бессознательное подражание связано с проникновением Боттичели в визуальную культуру на таком уровне, что, мы знаем эти образы, даже не подозревая откуда.

В том, как стоят женщины на картинах Боттичелли, есть что-то от танцевального движения, вес смещен от центра. Подобные позы можно увидеть на красных дорожках, когда актрисы замирают перед фотографами, выставив одну ногу вперед. Это стандартная уловка помогает выглядеть на снимках стройнее.

Концепция красоты эпохи Возрождения под красотой фигуры подразумевала легкость, грациозность и умиротворенность. Эти же стандарты красоты можно наблюдать среди знаменитостей: чаще всего они стройные длинноволосые блондинки, с призрачной полуулыбкой на губах.

На выставке представлена фотография Урсулы Андресс, выходящей из моря – абсолютный символ классической западной красоты. Образ эротичный, но очень естественный, земной, глядя на актрису, думаешь, что у нее родятся красивые малыши.

В образах Боттичелли есть что-то сюрреалистичное; в них человеческое переплетается с природой, физическое - с совершенством невинности.

Эльза Скиапарелли использовала трехмерный образ цветов с картины «Весна» при создании вечерних нарядов.

Весна, Боттичелли

Кажется, будто они растут прямо из ткани. Ту же самую связь эфемерного и реальности повторили дизайнеры Valentino в осенней коллекции 2015 года, представив изысканные платья, достойные богини Флоры.

Модельеры Dolce & Gabbana перенесли образ Венеры, раздробленные, а затем соединенный в технике лоскутного шитья на платья 1993 года. Двадцать лет спустя Леди Гага надела это платье в рамках своего мирового турне «Artpop». Дизайнеры дома Dolce & Gabbana еще раз напомнили о том, что репродукции Боттичелли можно легко перенести на страницы глянцевого журнала, а из Боттичелли сделать мировой бренд номер один.

4 симпатии