Почему в Христианстве так много "подгрупп"?

христианство

(Антон) #1

Почему в Христианстве так много “подгрупп”, я даже не беру католиков и православных.


(Георгий) #2

Это большой вопрос. Очень. Но я попробую.

Христианская религия всегда имела внутренние разногласия, так как разные члены религии интерпретируют учения Христа по-разному. Раннехристианская церковь была раздираема спорами о природе Христа, Бога, души и о том, каким должен быть долг человека на Земле.

По мере укрепления власти и влияния в папстве, церковь созывала различные Вселенские соборы для обсуждения и урегулирования вопросов учения. Те, кто не соглашался с решениями советов, фактически презирали папу и часто считали их еретическими. В первую тысячу лет христианства существовали десятки “ересей”, некоторые из которых имели достаточное количество последователей, чтобы представлять угрозу для централизованной церкви. Центральная церковь пошла на многое, чтобы искоренить эти еретические ветви веры, вплоть до массовых казней, и со временем власть Церкви прочно и формально укрепилась.

Ранняя церковь была основана в Риме, и когда Римская империя пришла в упадок, а Византийская Империя заняла свое место, христианство начало раскалываться по географическим линиям. “Раскол между Востоком и Западом” 1054 года обозначил формальное разделение путей между тем, что теперь называлось “Римским” католицизмом и Восточной Православной Церковью. Римско-Католическая церковь в настоящее время является центром христианской власти и доктрины на Западе и сохраняет эту позицию в течение нескольких столетий.

Несмотря на то, что Римско-Католическая церковь держала бразды правления, она все еще была подвержена внутреннему инакомыслию, и история раннего протестантизма - история католиков, пытающихся реформировать католицизм изнутри. Это движение, получившее название Реформации, совпало с изобретением и распространением печатного станка, что позволило массово распространить письменное слово среди грамотной общественности. Ранние протестантские группы намеревались перевести Библию на “вульгатный”, то есть обычный язык каждой страны, чтобы обычные люди (“миряне”, в отличие от священнослужителей) могли читать и понимать слово Божье.

Разрешение людям читать Библию, не фильтруя ее через католическое духовенство, привело к падению авторитета католической церкви, ускоренному историческим и культурным давлением по всей Европе в шестнадцатом веке. Знаменитые девяносто пять тезисов Мартина Лютера требовали полной реконструкции католической церкви. Многие другие выдающиеся мыслители согласились с ним, и их идеи быстро распространились по всему континенту. В этом контексте король Англии Генрих VIII принял монументальное решение отделиться от католической церкви и назвать себя главой Английской церкви. Целая страна отделилась от католицизма, и другие страны последовали ее примеру. Это было время огромной религиозной энергии и потрясений. Все идеи вновь оказались на столе переговоров, решения древних Вселенских соборов были отброшены, а концепции вновь свежи для обсуждения.

Ключевым принципом протестантизма является “sola scriptura”, согласно которому Писание является высшей властью, поскольку оно является словом Божьим, и никакая церковь не может вмешиваться между верующими и Господом. Хотя эта концепция была необходима для того, чтобы сломить мертвую хватку католической церкви в европейской религиозной мысли, она содержала в себе семена разногласий, которые стали характеризовать протестантизм в целом.

Нет центральной протестантской власти, и Библия является единственным источником истины, поэтому любой самопровозглашенный арбитр может интерпретировать Библию так, как сочтет нужным. Если достаточное количество людей соглашается с их интерпретацией, они отрываются от своей нынешней группы и формируют свою собственную деноминацию христианства.

Это привело к расколу, после раскола, после раскола, и цепной реакции, которая продолжается по сей день.