Опасны ли модные веяния, к совершению которых подталкивают масс-медиа?


(Анна Афанасьева) #1

В сети много популистической пропаганды пользы медитации.
В глянцевых журналах тоже дают советы “надо делать” и кратко описано, что собственно делать.

Но. Есть научное издание автора Э.Конзе и там встретила мнение. Дословно:

“…Некоторые медитации могут не соответствовать типу личности, другие - вызывать непреодолимое сопротивление, третьи же могут вести к ненужной цели. Следовательно, сами по себе упражнения не имеют ценности. Они культивируются в качестве противоядия по отношению к определенным здоровым и нежелательным состоянием.”

Так все же опасно следовать моде (если опасно, то чем) или полезно любое упражнение, которое другим людям помогло, значит и нам поможет?


(Евгений) #2

Эдвард Конзе абсолютно прав.

Он знаком с Буддизмом и знает, что существует огромное количество разных медитаций. Каждая из которых преследует конкретные цели. Нет размытых целей в медитациях. Медитация это инструмент, для чего-то.

я буду делать медитацию, чтобы мне стало лучше…

В таком виде, это не совсем верное понимание…

В ресторане может быть много еды, это плюс ресторана, это богатство и потенциал ресторана, но это не значит, что мне надо придерживаться моде и пытаться есть все подряд. Есть блюда, которые мне просто не подходят. (Например, больные сахарным диабетом, не должны есть много сладкого)

Буддизм использует действенные методы, которые прошли испытанием времени на множестве практиков. Это последовательность действий, которые ведут к какому либо результату. Возможно даже это лекарство, и было-бы глупо есть все таблетки подряд, даже не понимая зачем они и как работают.

Если мы не берем какие-то “продвинутые” практики, а возьмем основное понятие медитации, то его задача не так отлична от развития осознанности, внимания.

Мы просто учимся быть очень внимательны, без усилий, к своим поступкам, мыслям и словам. Как заботливые родители нежно наблюдают за своими детьми, так и люди занимающиеся медитацией стараются делать это по отношении к своему уму. Это сложная задача.

Наши мысли постоянно прыгают, как дикая обезьяна, и мы часто теряем осознавание. А половина времени мы вообще не контролируем, мы спим, и что происходит неподвластно нам.

Для обретение осознавание необязательно прилагать героические усилия, помещать себя в пещеру, где можно еще и простудиться, или принимать позы, которые могут нам быть абсолютно не свойственны. Для этого надо быть просто внимательным к тому, что происходит прямо под “нашим носом”.

Мы можем обращать внимание везде, на себя, на свой ум: на прогулке, при еде, когда мы разговариваем, думаем и т.д.

Конечно лучше, когда мы целенаправленно занимаемся медитацией. Где все усилия направлены на ум, и где мы приобретаем “широкий зад” чтобы в дальнейшем легче покоиться в своем уме, чем следовать за ситуациями, которые раньше нас легко выводило из себя, когда мы теряли осознавание.

Я думаю, Эдвард Конзе, хотел сказать, что “продвинутые” техники вовсе не столь необходимы нам. И мы можем более полезно выполнять и обычные вещи.

Сложность в том, что когда мы делаем что-то особенное, мы как бы делим.

Вот я сейчас занимаюсь медитацией, а теперь нет.

У нас и так двойственный ум. Зачем, чтобы медитация создавала дополнительное разделение?

Мы можем использовать медитацию для бегства, да для чего угодно. На самом деле, медитация это лишь бережливое внимание, мы никуда не бежим, и ничего не хотим достичь. Мы ничего не привносим и ничего не удаляем. Мы просто наблюдаем.

Мы медитируем потому, что это естественно. Естественно осознавать свои мысли, слова и тем более дела.


(Анна Афанасьева) #3

Спасибо! Доступным языком о сложной теме!