Кхмерские мифы, что вы знаете о них?

литература

(Lich) #1

Какого их содержание, о чем они? Ваше впечатление после прочтения.


(Георгий) #2

В кхмерских мифах даётся развёрнутое изложение тотемистических и других ранних представлений кхмерского народа. Эти произведения, как правило, отличаются обширностью информации и бедностью художественного оформления. Необходимо отметить, что в кхмерском фольклоре очень мало космогонических мифов. Что же, кхмеры никогда не задумывались о том, как появились Земля, звёзды? Наверное, это не так. Скорее всего, развитая индийская мифология, попав на кхмерскую почву, вытеснила более примитивные местные космогонические мифы. Во всяком случае, резкое преобладание этиологических мифов, объясняющих особенности внешнего вида и повадок животных, рассказывающих о появлении растений, налицо.

Эти мифы, весьма неоднородны по своему составу, лишь небольшая их часть представляет собой “чистые” мифы, т. е. повествование, которое “оперирует категориями рода-племени, возведёнными в степень общечеловеческой значимости и одновременно проецированными в область космических и природных явлений”. Большая часть этиологических мифов уже находится на стадии демифологизации и превращения в волшебную сказку. В них произошло смешение элементов волшебной сказки и мифа, причём в ряде случаев от мифа остаётся лишь этиологическая концовка.

В некоторых этиологических мифах отчётливо прослеживаются чисто буддийские реалии: идея кармы, подчеркнутое почитание учителя и учёбы.

кхмерские мифы

В кхмерских мифах обычно фигурирует небольшое число персонажей- король, принцесса, сирота- стандартный набор для всего кхмерского фольклора. Нельзя переоценить значение кхмерских этиологических мифов, так как, несмотря на то что они дошли до нас норой в разрушенном виде, что большинство ил них находится на стадии демифологизации, они дают представление о древнейших слоях фольклора аустро-азиатских народов, столь мало изученного, об обычаях, пришедших из глубины веков и сохранившихся до наших дней.

Топонимические мифы и легенды пользуются большой популярностью, объясняют происхождение названии древних архитектурных памятников и местных реалий. Эти произведения подчеркивают древность и самобытность истории страны.

“Мифы или историческое сказание повествует о более или менее отдалённых событиях жизни народа,которые трактуются как достоверные, хотя они преломились в народной фантазии и художественный вымысел преобладает в них над реальным фактом …”

“От них отличаются исторические легенды, в которых действуют сверхъестественные силы, направляющие или меняющие ход событий, или же герой - действительное историческое лицо переносится в иной мир”.

Кхмерским учёным удалось записать и опубликовать сорок таких произведений, каждое из которых они снабдили комментариями, где указывается, в какой провинции, когда и с чьих слов был записан данный сюжет, а иногда говорится и о распространённости данного произведения в других странах Юго-Восточной Азии.

Мифы и легенды нельзя рассматривать как нечто, в корне отличное друг от друга. Мифы переосмысливались, становились похожими на легенды, в то же время мог происходить и обратный процесс превращения легенды в миф. Так, в кхмерских мифах и легендах часто фигурируют одни и те же мифологические персонажи - якши и наги, существуют и некоторые мотивы, общие для обоих этих жанров.

Кроме того, установление отличительных признаков мифов и легенд осложняется ещё тем, что они весьма неоднородны по своему составу. Отсутствие строгой дифференциации фольклорных жанров у кхмеров объясняется синкретизмом многих произведений устного народного творчества и невозможностью применения существующих классификаций к столь самостоятельному и древнему фольклорному комплексу. Нередко в сюжет мифов и легенд вводится этиологическая концовка, которая весьма характерна для всех видов кхмерского фольклора.

При всём этом кхмерские мифы и легенды обладают рядом признаков, по которым их можно отделить друг от друга. Кхмерские топонимические легенды точно локализованы, они сообщают названия мест, где происходили события, о которых рассказывается в легенде. Отправным моментом топонимических легенд, так же как и мифов, служит реальная действительность. Но в отличие от мифов кульминационным моментом легенд является вмешательство сверхъестественных сил. Именно они определяют развитие действия произведения, именно они объясняют поступки героев и в конечном счёте определяют развязку произведения.