Каковы сильные и слабые стороны личностно-ориентированной модели?

психология

(Стас) #1

Каковы сильные и слабые стороны личностно-ориентированной модели? Разные примеры, что вы можете сказать об этом?


(Alex) #2

Личностно-ориентированный подход, разработанный в 1950-х годах и предложенный психологом Карлом Роджерсом, является моделью, используемой в психотерапии, медицинской сфере и даже в бизнес-планах, которая состоит из обслуживания клиента на каждом уровне потребности и полностью основывается на том, кто клиент.

Для того, чтобы быть в состоянии обеспечить индивидуальный подход, должны быть прочные отношения между клиентом и поставщиком, т.е., где есть открытое общение, взаимное доверие, и постоянное взаимодействие.

Сильные стороны модели заключаются в прочном характере взаимоотношений между клиентом и поставщиком. Существует взаимное уважение, хорошие разговоры происходят, и есть общий фокус, который должен помочь получить клиента, где они хотят быть. Опять же, это может быть либо в терапевтической обстановке, либо в медицинской обстановке восстановления, или даже в деловой обстановке. Когда клиент находится в центре стратегии, фокус не теряется, и можно достичь большего.

Слабые стороны модели будут зависеть от клиента и от того, являются ли цели, которые клиент хочет достичь, умными, то есть:

  • конкретными,
  • измеримыми,
  • достижимыми,
  • реалистичными и
  • своевременными.

Именно там так важна коммуникация провайдера и клиента. Чтобы разработать умные цели, обе стороны должны быть на одной волне с точки зрения стратегий и вмешательств. Цели должны отражать фактическую эффективность принимаемых мер.

Концепция личностно-ориентированного подхода заключается в том, что клиент является лучшим специалистом по себе и лучше всего может помочь исцелить себя. Это противоположно медицинскому подходу, в котором клиент рассматривается как кто-то, кто должен быть исправлен теми, кто не является клиентом.

Сильной стороной личности ориентированного подхода можно отнести то, что клиент является практиком, и то, что клиент заявляет или делает может переосмыслить только он сам. Практикующий врач не выносит суждения относительно того, является ли клиент прав или неправ.

Недостатком такого подхода может быть то, что, поскольку он ориентирован на клиента; клиент должен иметь возможность обрабатывать информацию и принимать логические решения для своего собственного благополучия. В случае, если кто-то не в состоянии делать это, то такой подход может быть контрпродуктивным для благополучия самого клиента.