Каковы преимущества перехода дискуссионного общения в формат Q&A?

сообщества
форумы
вопросы
психология
сайты

(Михаил) #1

Я подумываю о том, чтобы переместить дискуссионную форму общения на нашем сайте к формату Q&A. Наш дискуссионный форум представляет собой маленькую площадку, для ученых. Но мы страдаем от плохого соотношения информации/шум. Я видел, что вы тут обсуждали преимущества Q&A систем. Насколько я правильно понял мы можем понизить шум перейдя на Q&A формат.

Как можно переделать дискуссионный форум в Q&A сайт. Мы используем форум phpbb. Он бесплатный.


(Евгений) #2

PHPbb - форум. Это дискуссионные форум, где сообщения следуют одно за другим (по времени). Вся структура форума подразумевает общение, беседу.

Q&A формат исключает беседу. На “хороших” Q&A сайтах беседа запрещена даже в комментариях. Комментарии используются максимум для уточнения деталей вопросов/ответов.

Спасибо, это здорово, вы очень помогли…

такие посты не допускаются.

Смещение темы вопроса на другую тему, что обычно происходит в беседе (начали с одного, а закончили другим) не допускается.

Q&A формат “строгий” формат. Есть вопрос и есть ответы. Причем только один ответ может быть лучшим. Это не очень “веселое” место. Все сухо и официально. Как экзамен. Вам задали вопрос, вы отвечаете. Ответили плохо, вам два. Но в отличие от экзамена, пересдачи нет. Вы не можете разместить 2 ответа.

В этом плане Toxu не является Q&A сайтом. Да и практически многие сайты (которые мы знаем в русском сегменте) не являются Q&A сайтами.

Критерий очень простой. Давайте посмотрим.

  1. Выбирается на сайте лучший ответ?
  2. После выбора ЛО, он занимает верхнюю позицию?
  3. Закрывается ли для ответов ветка вопроса.
  4. Есть ли дискуссия в любой части сайта?

Вы точно хотите “чистый” Q&A сайт? Там действительно не должно быть болтовни, не должно быть “шума”. Там все “по делу”.

Я не думаю, что даже с помощью плагинов (а вроде в phpbb таких не видел) это удастся сделать. Это вопрос сортировки ответов, закрытие ветки, мотивации пользователей наградами и т.д.

Может быть вы говорите о неких вольностях в самом сайте, в беседах? Пишут что-то вольное, свободное и т.д. И вы хотите убрать это? Если да, то для этого не особо нужно переходить на другой “движок”.

Правила, строгая модерация, группа людей, которые разделяют ваши правила и поддержка ими порядка в разделах (категории), все что нужно.

Вы можете почитать наше предыдущее общение по теме: Q&A (ВиО) сайты - какими они по-вашему должны быть, зачем вы в них принимаете участие?

Посмотрите свои правила. Да, их мало читают пользователи, но их надо делать. Секрет заключается в том, что их пишут, дорабатывают больше для собственного понимания, чем для пользователей. У вас должно быть то, чем вы руководствуетесь. У вас должно быть четкое понимание того, как вести себя в той или иной ситуации. Для этого и нужны правила.

Q&A формат это больше для четко заданных вопросов и полных ответов. Ссылки, источники и т.д. Это больше справочник. Q&A формат на самом деле очень специфическое место. Его мало где можно применить.


(Petrenko) #3

Формат Q&A может облегчить пользователям поиск ответов, которые они ищут. Сегодняшний интернет дает нам много знаний, но сколько усилий мы готовы тратить, чтобы найти их?

Формат Q&A, применяемый в сообществе с высоким качеством контента, может значительно сократить наши усилия. На более традиционных форумах может быть много ценных знаний, но часто полезные знания зарываются глубоко в многопоточную беседу, которая может и менять тему.

Еще одно возможное преимущество Q&A систем должно быть в том, что они обеспечивают показ авторитета отвечающего. Часто бывает трудно узнать, можете ли вы доверять тому, что опубликовал незнакомец в Интернете.

Предостережения: формат Q&A не является автоматическим успехом. Запуск эффективного сообщества по обмену знаниями требует напряженной работы и активной модерации. Это адский, долгий труд.


(Герман) #4

Q&A сообщества очень объективны и склонны препятствовать разговорам и мнениям. Сообщества, особенно Stackoverflow, явно препятствуют разговору.

Вот пример вопроса, который был прерван, т.к. началась дискуссия:

Поэтому, если вы не уверены, что ваше сообщество ориентировано на вопросы и ответы (Q&A), я предпочел бы программное обеспечение форума.

Форумы более универсальны.


(Сергей) #5

Согласен на все 100! На форуме можно беседовать, на сайте вопросов и ответов - нет.

Вот выдержка из правил одного Q&A сайта.

  1. Абстрактные и дискуссионные вопросы добавляют лишний «шум», споры и отвлекают сообщество от нуждающихся в помощи коллег, не внося ничего полезного.

  2. Вопросы должны быть узкими — если для ответа на вопрос требуется написать книгу, он явно не для этого ресурса.

  3. Если мотивация задающего — «желание обсудить что-либо», то следует воздержаться от публикации такого вопроса.


(Евгений) #6

Преимущество для администрации.

Это вытекает из самого понимая, что такое формат Q&A. Поясню. На любом сайте, администрация принимает участие в том или ином случае. Давайте посмотрим формат дискуссии. И смоделируем ситуацию, когда что-то происходит и пользователи зовут администрацию для решения спора.

Вникать в дискуссию очень долго. У дискуссии есть начало, есть то, что было раньше. Один ответ продолжает другой. Возможных вариантов развитие событий может быть множество.

Посмотрите на сайты - Майла, Томска, Аскее… где часто администрация не совсем справляется. И вы знаете почему? Там не формат Q&A. Это не строгие сайты вопросов и ответов.

Если бы там был формат Q&A, то не было бы проблем. В дискуссиях же, надо знать предысторию. В Q&A ничего этого знать не надо. Линию разговора поддерживать не надо, по причине, там нет разговора, нет дискуссий. Есть вопрос и есть лишь один ответ на вопрос, все!

  • Это не ответ на вопрос, а попытка начать спор?
  • Это попытка возразить одному из авторов ответа, а не ответ на вопрос?
  • Это короткий, не полезный ответ?
  • Это смена темы вопроса?
  • Этот ответ не дает ссылку на источники?
  • На этот ответ пожаловалось более 3 человека?
  • Это… возможно тысячи… это…

Знаете, какая должна быть реакция администрации? Удаление ответа, и соотв. наказание отвечающего.

Формат Q&A простой формат. Администрации не надо думать. Но с таким подходом, придется удалить 99% всех ответов на вышеперечисленных сайтах. 99% пользователей в итоге аналогично будут удалены.

Но на сайте будет порядок. Часто на пустом сайте. )

Дискуссии, форумы, сложнее модерировать, формат Q&A проще.

Вот почему я писал. Формат Q&A проще для администрации.

Мне могут возразить, что на многих сайтах есть проблемы. Мы иногда видим проблемы и у администрации.

На это я обычно говорю, что да. Иногда на сайтах есть проблемы. Но это и не сайты вопросов и ответов. Если начинать вопрос с большой буквы и заканчивать его знаком вопроса, это еще не сайт ВиО. Так делают и форумы, так делают тысячи сайтов. В чатах аналогично есть вопросы, в дискуссиях есть вопросы, где угодно есть вопросы, но это не Q&A.

Там где есть проблемы, не Q&A сайты. Это что угодно, но не жесткий формат ВиО.

Переход на Q&A формат легче администрации, в этом преимущества его для администрации.

P.S. на многие сайтах “кипят страсти”. Это не сайты Q&A, на Q&A все сухо.