Какие были интересные психологические эксперименты?

человек
психология

#1

Где, когда и о чем они? Как проходили и какие выводы по их результатам.


(Oliver) #2

Это называется Эксперимент с салфеткой или Эксперемент о важности

В следующий раз, когда у вас будет вечеринка на работе или дома, попробуйте это и убедитесь сами.

В первый раз, положить для всех обычные салфетки в общую кучу.

салфетки2

Далее наблюдайте, как гости берут эти салфетками, просто вытаскивая их, как им заблагорассудится, в любом количестве. Большинство людей возьмут более одной солфетки. Они будут без проблем комкать их и если что брать новую.

Во второй раз по сравнению с предыдущими салфетками замените цвет на яркий цвет.

солфетки

Посмотрите, и сравните. Люди будут относиться к ним как к более важным. Они будут сохранят эти салфетку дольше. Люди автоматически присваивают важность, когда что-то кажется другим или более привлекательным, чем то, к чему они привыкли.

Это также тот же принцип, когда хорошо одетых людей обычно лечат в больнице лучше.


(Георгий) #3

Когда-то был психологический эксперимент, проведенный AE Fisher тремя группами щенков.

  • Первая группа щенков всегда хвалили и гладили всякий раз, когда они приблизились к * экспериментаторам.

  • Вторая группа, где щенков гнали прочь и громко кричали на них.

  • В третьей группе относились к щенкам непредсказуемо. То хвалили, то ругали.

В конце концов, можете ли вы догадаться, какие щенки были наиболее привязаны к экспериментаторам?

Третья группа.

Источник: ATTACHMENT AND DOMESTIC VIOLENCE (привязанность и насилие в семье)


(Константин) #4

Эффект Даннинга — Крюгера заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, ошибаются и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгеромruen и Дэвидом Даннингомruen, которые при этом ссылались на высказывания:

«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» — Чарлз Дарвин

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности» — Бертран Рассел

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу.

Получилось что-то подобное:

Читать подробнее о Эффекте Даннинга — Крюгера в Википедии.


(Oliver) #5

Эксперимент Аша
Эксперимент Аша

Это был эксперимент, в котором людям была показана контрольная линия слева, а затем спрашивали, какая из трех линий справа имеет такую же длину.

Довольно простая задача, не так ли? Уловка заключается в том, что участники должны были изложить свои ответы после того, как 5-7 других людей ответили на этот вопрос в присутствии этого человека. Но эти люди были “подсадными” и давали разные ответы в том числе и неверные.

Ученый смотрел на результаты. В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе.

Если испытуемый отвечает правильно, не соглашаясь с мнением большинства, то он испытывает чрезвычайный дискомфорт.


(Андрей Белов) #6

Средняя школа Эллвуда П. Кубберли

В 1967 году в средней школе Эллвуда П. Кубберли (штат Калифорния ) учитель истории Рон Джонс счел трудным объяснить своим ученикам, как немецкий народ принял действия нацистов.

Он решил сделать практическую демонстрацию. В течение 5 дней он создал привлекательное фашистское движение с девизом:

«Сила через дисциплину, силу через сообщество, силу через действие, силу через гордость».

За эти 5 дней это движение почти вырвалось из-под контроля, участвовали сотни студентов, и он решил закончить его.

В 2008 году вышел немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна».
IMDb: 7.60

  • В понедельник он объяснил учащимся силу дисциплины.
  • Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности.
  • В среду Джонс решил выдать членские билеты и рассказал о силе действия.
  • В четверг он объяснил учащимся силу гордости.

Почитать в Википедии, что он делал по дням подробно. И как и зачем прекратил эксперимент.


(Виталий) #7

Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)

Стэнфордский-тюремный-эксперимент

Тюрьму Стэнфорда нужно упомянуть здесь для тех, кто еще не слышал об этом, потому что это демонстрирует нашу беспомощность (или готовность) принимать участие в беззаконии, жестокости и т.д.

Филип Зимбардо интересовался, почему тюрьмы - такое жестокое место; это из-за характера их жителей, или это из-за коррозионного воздействия властной структуры самих тюрем?

Zimbardo_in_Warsaw_2009
Филипп Зимбардо (Варшава, 2009)

Чтобы узнать, Зимбардо создал подопытную тюрьму в подвале факультета психологического отдела Стэнфорда, Он нанял несколько порядочных молодых людей в качестве добровольцев. Ни у кого их них не было судимостей и все оценивались «нормально» на психологических тестах. Он случайно поделил из них пополам. Одних назначил на роль заключенных, а другую половину - поиграть в охранников. Его план состоял в том, чтобы за две недели посмотрит, как эти модельные граждане взаимодействовали друг с другом в своих новых ролях.

То, что произошло дальше, стало легендой.

Социальные условия в тюрьме начали ухудшаться с потрясающей быстротой. Вначале пленники устроили восстание, и охранники, чувствуя себя под угрозой из-за неподчинения заключенным начали жестко отвечать. Они начали изобретать творческие способы дисциплинировать заключенных, используя такие методы, как случайный поиск в камерах, ограниченные привилегий, словесные оскорбления, лишение сна и пищи.

Под этим давлением заключенные начали бунтовать.

Другими словами эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.

На следующее утро Зимбардо собрал всех и сказал им, что они могут вернуться домой. Заключенные были освобождены, но, охранники были расстроены. Они наслаждались своей новой силой и не хотели отказываться от нее.

Лишь немногие люди смогли противостоять ситуационным соблазнам уступить власть и господство, сохранив при этом некоторое подобие морали и порядочности; очевидно, я не был среди этого благородного класса, - писал позднее Зимбард в своей книге «Эффект Люцифера».

Что представляют собой результаты эксперимента в Тюрьме Стэнфордского университета?

По словам Зимбардо и его коллег, Стэнфордский тюремный эксперимент демонстрирует мощную роль, которую может сыграть ситуация в поведении человека. Поскольку охранники были поставлены в выгодные условия (управление, власть), они начали вести себя так, как обычно не действуют в повседневной жизни или в других ситуациях. Заключенные, находящиеся в ситуации, когда они не имели реального контроля, стал пассивным и подавленным.

  • В 2010 года вышел фильм «Эксперимент».
  • В 2015 году в ограниченный прокат вышел фильм «Тюремный эксперимент в Стэнфорде», повествующий о ходе оригинального эксперимента, проведенного профессором Зимбардо.

Официальный сайт эксперимента
http://www.prisonexp.org/

Дальнейшее чтение:


(Евгений) #8

Эффект Decoy

В маркетинге, это эффект приманки. Представьте, вы хотите купить какой-либо предмет и видите 2 цены. Допустим 200 рублей и 400. Естественно мы выбираем то, что дешевле. На самом деле, наш выбор не всегда целесообразный. Об этом было множество исследований, как второй “ценой заставить” купить первую вещь. Или третьим предметов “окончательно запутать” реалистичность выбора в первых двух вариантах.

Примеры

А Б
цена $ 400 $ 300
объем 30GB 20GB

В этом случае некоторые потребители предпочтут A (больший объем), в то время как другие предпочтут B (маленькая цена).

Теперь предположим, что мы ввели третью позицию C, «приманку», Она дороже, чем «А» , «цель», дороже и « В» , но имеет больше памяти, чем Б, но меньше А:

Цель Б (участник) C (приманка)
цена $ 400 $ 300 $ 450
объем 30GB 20GB 25GB

Мало кто купить «приманку». Единственная цель «приманки» является увеличение продаж.

И наоборот, предположим, что вместо С появляется игрок Д, который имеет меньше объема, чем A и Б, и дороже, чем Б, но не так дорого, как A.

A (участник) Б (цель) Д (приманка)
цена $ 400 $ 300 $ 350
объем 30GB 20GB 15GB

Результат здесь схож: потребители не предпочтут Д, потому что в любом случае это не так хорошо, как Б. Тем не менее, в то время как С увеличивает предпочтение выбора A, Д имеет противоположный эффект, увеличивая предпочтение Б.

Подробней:


(Михаил) #9

Лестница и фортепиано

Был проведен эксперимент, чтобы доказать, что поведение людей может быть изменено к лучшему, если они будут делать забавные действия.

В эксперименте ученые установили музыкальные ступеньки, на лестнице в станции метро Стокгольм, Швеция, чтобы узнать, будет ли больше людей выбирать более здоровый вариант и подниматься по лестнице вместо эскалатора.

В тот день на 66 процентов больше людей поднялись по лестнице, чем обычно, доказывая, что забавная игра - лучший способ заставить людей изменить своё стандартное поведение.

Обычные люди ничего не подозревали и думал, что это была просто забава. Но это был серьезный эксперимент.


(Екатерина) #10

Маленький Альберт

Little-albert

Печально известный эксперимент, т.к. ребенок умер через 5 лет после эксперимента.

Российский физиолог Иван Павлов провёл эксперименты, демонстрирующие процесс создания условных рефлексов у собак, после чего Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер захотел развить исследования Павлова с целью показать, что эмоциональные реакции могут быть обусловлены и у людей.

Это один из известных психологических экспериментов, частично из-за его сомнительной этики.

Участником эксперимента стал одиннадцати-месячный ребенок по имени Альберт. Уотсон и Рейнер для начала проверили реакции ребенка, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты. Мальчик первоначально не показал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали. В следующий раз, когда Альберту была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребёнок испугался шума и стал кричать. После повторных демонстраций белой крысы с громким шумом, Альберт стал пугаться крысы, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе.

2

Уотсон и Рейнер писали:

«Когда ребенку показали крысу, он начал кричать. Почти сразу же он повернулся резко налево, поднялся на четвереньки и пополз с такой быстротой, что его едва поймали у края стола».

1

По словам родственников, Альберт никогда не учился ходить или говорить позже в жизни. Ребенок умер через пять лет после эксперимента. По мнению некоторых; не из-за эксперимента, а из-за осложнений от врожденного заболевания. Но утверждается, что авторы исследования были осведомлены о серьезном когнитивном дефиците ребенка, ненормальном поведении и необычно частых плачах, они могли приблизить смерть.

Использовались материалы: Маленький Альберт, Wikipedia


(Сергей) #11

Скрипач играет на станции метро

Цель эксперимента: «оценка людей, и от чего зависит эта оценка».

Обычная ситуация?

За исключением двух вещей. Это играл Джошуа Белл, известный скрипач. И его скрипка стоит 3,5 миллиона долларов.

За время выступления его узнал только один человек. И он заработал 35 долларов.

Джошуа Белл — один из самых знаменитых музыкантов нашего времени: солист, чья
выдающаяся карьера длится более 30 лет, камерный исполнитель, дирижер. Он
записал более 40 дисков, отмеченных такими наградами, как Grammy, Mercury,
Gramophone и Echo Klassik. В 2011 году он был назначен музыкальным директором
оркестра Академии св. Мартина в Полях.

Джошуа-Белл

Джошуа Белл — играет изысканнейшие произведения на одной из самых дорогих скрипок в мире- скрипке Gibson ех-Huberman, изготовленной Антонио Страдивари в 1713 году, в конце жизни великого мастера.


(Ивтеев) #12

Эксперимент Джейн Эллиотт

Jane-Elliott

Джейн Эллиот разработала свой знаменитый эксперимент с голубыми и карими глазами в ответ на убийство Мартина Лютера Кинга младшего. Она была учителем, а на следующий день после убийства ученик спросил ее, почему Лютер был убит. Она рассказала своим ученикам о дискриминации и сказала, что они, вероятно, не знали, что значит быть черным ребенком. Она спросила их, хотят ли они узнать что это такое.

В один прекрасный день дети с голубыми глазами стали считаться «выше» чем дети с коричневыми глазами. Она давала синеглазым детям дополнительные привилегии, доступ к новому тренажерному залу, пять дополнительных минут в перерывах и многое другое.

Также представителям двух групп было запрещено пить воду из одного фонтанчика. «Кареглазые» постоянно подвергались наказанию со стороны учителя, когда не следовали правилам или допускали какие-то ошибки. Эллиотт подчёркивала различия между группами, выделяя достоинства голубоглазых учеников и недостатки кареглазых.

Сначала студенты с коричневыми глазами сопротивлялись представлению о том, что они уступают голубоглазым детям, и Эллиот сказала им, что меланин связан с интеллектом голубоглазых детей, и надо признать очевидное.

Синеглазые дети быстро стали высокомерными. На следующий день Эллиотт переключила группы. «Кареглазые» теперь были «лучшей» группой.

Прошли сутки, и Эллиотт «уравняла права» и попросила всех учеников написать эссе о своём опыте, полученном в ходе упражнения, и уроке, который они вынесли.

Вы можете подробней ознакомиться с этим экспериментом тут: Джейн Эллиотт


(Haley) #13

Летом 1954 года социальный психолог Музафер Шериф хотел увидеть, будут ли две группы, застрявшие в дикой природе ненавидеть друг друга.

Muzafer_Sherif_2

Таким образом, начался эксперимент «Пещера разбойников», в котором группа из 11 обычных 11-летних мальчиков среднего класса отправилась в летний лагерь в государственном парке в Оклахоме, в ожидании трех веселых недель походов, рыбалки и плавания. Они совершенно не подозревали, что их родители подписали их на эксперимент Шерифа, и что в другом месте на площадке была вторая группа отдыхающих.

В первые дни эксперимента обе группы жили обычной для летнего лагеря жизнью — занимались спортом, ходили в походы, купались, не зная ничего о существовании в пределах парка другой группы. Довольно быстро в каждой группе сложилась своя иерархия. Вскоре эти два отряда стали настоящими группами со своими лидерами, нормами, любимыми видами деятельности и даже названиями — «Орлы» и «Гремучие змеи». Теперь все было готово к продолжению эксперимента.

Muzafer_Sherif

Ученые устроили между группами четырехдневный турнир: бейсбол, перетягивание каната, футбол, соревнование по установке палаток, «охота за сокровищами» и проверка чистоты в комнатах.

Игры создали атмосферу сильнейшего антагонизма между «Орлами» и «Гремучими змеями», вылившуюся в почти настоящую войну. Вечерами дети очень много времени посвящали обсуждению другой команды — называя других детей врагами.

Победившая группа должна была получить индивидуальные памятные медали и очень красивые туристские ножи, проигравшая группа — … ничего. Враждебность между группами начала быстро расти еще во время первой игры в бейсбол, и по мере продолжения соревнований все более обострялась. «Орлы» сожгли флаг «Гремучих змей». «Гремучие змеи» совершили набег на домик, где жили «Орлы», разворошили постели и разбросали вещи.

Muzafer_Sherif_1

Взаимные унизительные прозвища слышались все чаще и становились все более обидными. Вспыхнуло несколько драк. Руководители эксперимента вынуждены были физически разделить мальчиков, чтобы избежать полномасштабной войны.