Как задавать вопросы? Общие правила

сообщества

(Евгений) #1

Меня натолкнуло на это обсуждение, следующий вопрос: Q&A (ВиО) сайты - какими они по-вашему должны быть, зачем вы в них принимаете участие?

Оговорка 1: не забываем, что мы говорим о Q&A сайтах, а Toxu не сайт Q&A в “чистом” виде.

Оговорка 2: я действительно не хочу сгущать краски, а лишь хочу показать политику самого успешного Q&A сайта Stack Exchange, для тех, кто желает построить подобное сообщество.

Оговорка 3: это моя одна из самых любимых тем и я могу говорить о ней часами. Но буду стараться быть кратким.

Давайте посмотрим, на официальный документ, который Джефф Этвуд написал 4 октября 2010г.

Stack Exchange стал безумно успешным. И может быть, в некотором смысле слишком успешным.

Я обеспокоен тем, что Stack Overflow наводняется потоком некачественных вопросов от пользователей.

В теории «нет такого понятия, глупый вопрос», но на практике есть! [1]

Хотя мы по-прежнему верим в редактирование и улучшение некачественных вопросов, чтобы сделать их лучше, существует фундаментальное несоответствие в масштабах и усилиях здесь. Плохие вопросы, спрошенные недобросовестно, имеют тенденцию подавлять хорошие намерения обычного пользователя Stack Overflow. Итак, мы решили предпринять некоторые шаги, чтобы заблокировать плохие вопросы, прежде чем они войдут в нашу систему, и сэкономить много усилий.

Каждому новому пользователю Stack Overflow с <= 10 репутация теперь предоставляется обязательная страница «Как спросить», которую они должны прочитать, прежде чем задавать свой первый вопрос. Текст на этой странице - это сильно отредактированное подмножество превосходных советов Google для получения справки .

В отличие от другой политики, наша страница «Как спросить» [2]

  1. Это имеет короткий, простой, удобочитаемый язык.

  2. Это призвано помочь вам, научить вас, как задавать достойный вопрос, который дает лучшие ответы!

  3. Если коротко; всего 5 простых правил, которые находятся на одной страницы без прокрутки.

Теперь, действительно ли новые пользователи будут читать это?

тут идут эти правила… и вы читаете их…

С моей точки зрения, если хотя бы один из десяти новых пользователей прочитает и подумает:

«Эй, я должен хотя бы попытаться сформировать достойный вопрос» - это победа.

Но… видимо есть люди, которые не хотят читать… И…

Мы также начинаем активно блокировать вопросы от IP-адресов и учетных записей, которые исторически создавали много некачественных вопросов.

Детали этого алгоритма должны быть закрытыми, потому что мы не хотим, чтобы люди играли в него или использовали его по своему усмотрению. В общем:

  • если вы видите замечательный, продуманный вопрос, хорошо изученный вопрос, проголосуйте - пожалуйста! Хорошие вопросы - это искусство!

  • если вы видите неряшливый, составленный без усилий вопрос, который, по вашему мнению, был задан недобросовестно … пожалуйтесь.

  • что-то среднее, отредактируйте его или предложите редактировать, если вам не хватает репутации для редактирования.

Мы считаем, что задавать вопросы на нашем сайте - это привилегия, а не право. Если после нескольких честных попыток вы не смогли доказать, что ваш вклад в Stack Overflow заслуживает внимания… тогда мы оставляем за собой право отказаться от ваших вопросах. Мы не будем отвлекаться, чтобы отбросить плохие вопросы, тогда мы рискуем оттолкнуть истинных экспертов, которые предоставляют то, что действительно имеет значение: ответы!


На этом примере, я лишь показал подход Q&A сайта к вопросам. Обычно мы привыкли к другой ситуации. Мы считаем, что нам надо “постараться” задать плохой вопрос. Действительно, какой это вопрос надо задать на наших сайтах Q&A тематики, чтобы нас заблокировали? Ведь все сайты заинтересованы в наших вопросах. Stack Overflow говорит об обратном. Вам надо постараться, чтобы задать хороший вопрос. Да, и мы не заинтересованны в вопросах, которые вы задаете “без усилий”

Они начали блокировать не только за спам (как у нас) но и за плохие вопросы!

Каково вам?

P.S. сам раньше думал, что на некоторых сайтах можно смело удалить около 95% ответов, из-за их некачественного вида/содержания. Теперь видимо ясно, что такая судьба может постигнуть и вопросы.

У нас есть своя политика по вопросам:


[1] Can we prevent some of the low-quality questions from entering our system?
[2] How do I ask a good question?


Q&A (ВиО) сайты - какими они по-вашему должны быть, зачем вы в них принимаете участие?
(Boris) #2

Получается, туда не может зайти человек с улицы и задать интересующий его “глупый” вопрос. Ему может быть вообще безразличен рейтинг и высокое доверие, оказываемое ему Джеффом . Он всего лишь хочет получить ответ на вопрос.

Приходим к выводу, что этот сервис - не для всех, а для специалистов определенного уровня. Которые к тому же участвуют в игре по придумыванию качественных вопросов, потому что сидеть там годами и задавать действительно интересующие тебя вопросы, требующие немедленного решения - нереально.

В общем, мне чужд такой суровый подход. Хотя сервис может быть успешным и привлекать экспертов - я бы там долго не задержался. Задал бы вопрос, получил бы помощь и ушел. Видимо, такой подход имеет успех на Западе.


(Евгений) #3

Да. Он собственно об этом и говорит: это не для всех. :wink: Это не для большинства, а скорей для меньшинства, гигов.

Однако мы “в реале” видим там значительно другой подход. Я бы даже сказал, что ситуация такая:

они изначально очень сильно подняли планку, зная, что она “опустится” в любом случае. В результате получилось все более-менее сносно и терпимо.

Я сам задавал там вопросы и отвечал, изначально не знакомясь с этим “запугиванием”. Я не знал, что там такой “жесткий” подход (т.к. ни читал этого текста). И у меня не было понижено ни одного вопроса, и не пострадал ни один ответ. Мне даже дали какие-то медальки. :medal_military:


(Boris) #4

Надо еще так умудриться напугать, чтобы приходили люди и задавали качественные вопросы…А не разбежались в разные стороны. :slight_smile:
Я, кстати, пару раз находил там ответы на свои вопросы через поиск гугл.


(Евгений) #5

Думаю вот о чем. Но я не нашел этого определение там, возможно потому, что это делалось в 2010 году, а на Quore уже однозначно видели и изучали эту политику и писали, корректировали правила позже. Это определение - искренность.

Видимо оно многое определяет. Сам искренне задавал вопрос и старался искренне отвечать. Поэтому и не было санкций. Искренность является ключевым моментом. Она автоматически “спасает” от многих вещей. Хотя и субъективное понятие, ну в принципе, как и выше изложенные правила.

Это точно. Т.к. я ни читал их правила, да еще на англ. языке. Да и кто читает эту всю документацию?


(Boris) #6

Сложно заставить искуственные построения выглядеть качественно. Для неопытного человека - тем более. Видимо, в этом все дело.

А искренность естественна. Ничего придумывать не надо.


(Анна Афанасьева ) #7

Вот. Пока народ неграмотный видео и гиф - первейшие из форматов.


(Виктор) #8

Видео смотрят еще реже, чем хотя бы бегло, по диагонали, читают правила и инструкции.
Это же еще и звук включать, уши напрягать.


(Евгений) #9

Возможно они руководствовались более ранними документами, для успешной публикации вопросов, который звучит так: как задать вопросы, умный путь (ссылка будет в конце поста).

И видимо дело в том, что изначально сообщества Quora и Stack Exchange начиналась как полузакрытая тусовка программистов, гидов. Это определило изначально повышенные требования к содержанию. Другое дело, что мне кажется занятным, что они “распространили” это свое видение, умение и спец. культуру далее, возможно смягчив некоторые пункты. (не могут быть десятки миллионов пользователей Quora и Stack Exchange все гидами).

Давайте почитаем этот документ, и мы увидим основные подходы, которые были использованы в дальнейшем, особенно в техническом сообщество. Политика Quora и Stack Exchange не родилась на пустом месте. Основы были заложены ранее.


В мире программистов вид ответов на ваши технические вопросы зависит от того, как вы задаете вопросы. Это руководство научит вас задавать вопросы таким образом, чтобы получить удовлетворительный ответ.

Прежде чем задавать технический вопрос по электронной почте или в группе новостей или на чате веб-сайта, выполните следующие действия:

  • Попробуйте найти ответ, выполнив поиск в архивах форума или в списке рассылки, который вы планируете опубликовать.

  • Попробуйте найти ответ, выполнив поиск в Интернете.

  • Попробуйте найти ответ, прочитав руководство.

  • Попробуйте найти ответ, прочитав FAQ.

  • Попытайтесь найти ответ путем осмотра или экспериментов.

  • Попытайтесь найти ответ, спросив опытного друга.

  • Если вы программист, попробуйте найти ответ, прочитав исходный код.

Когда вы зададите свой вопрос, покажите тот факт, что вы пытались искать ответ; это поможет установить, что вы не являетесь ленивым и хотите тратить время людей. Еще лучше покажите, что вы узнали от этого.

Выполните поиск в Google . Даже если вы сделали это и говорите:

«Я искал в Google по следующей фразе, но не получил ничего, что выглядело многообещающим»,

то подождите, не торопитесь. Не ожидайте, что сможете решить сложную проблему с помощью нескольких секунд в Googe. Читайте и понимайте ответы на часто задаваемые вопросы, не сидите сложа руки, прежде чем приступать к экспертам. Поверьте нам, они смогут рассказать о вашей проблеме более подробно, если вы придете к ним подготовленными. Не сразу задавайте все ваши вопросы только потому, что ваш первый поиск не получил ответов (или слишком много).

Подготовьте свой вопрос. Подумайте. У поспешно озвученных вопросов возникают поспешные ответы или вообще их нет. Чем больше вы делаете, чтобы продемонстрировать, что вкладываете и сами усилия для решение своей проблемы, прежде чем обращаться за помощью, тем более вероятно то, что вы действительно получите помощь.

Остерегайтесь задавать неправильный вопрос. Если вы зададите вопрос, которые основан на ошибочных предположениях, скорее всего, ответ будет глупым или еще хуже…

Никогда не предполагайте, что вы имеете право на ответ. Ты; вы, в конце концов, вы не платите за услугу. Вы получите ответ, если вы его заработаете, задав существенный, интересный и продуманный вопрос - тот, который недвусмысленно способствует опыту сообщества, а не просто пассивно требует знания от других.

С другой стороны, ясно, что вы можете и хотите помочь в процессе разработки решения, это очень хорошее начало.


Эта политика была написана задолго до Ответов. Майла и подобных сайтов.

Т.е. я думаю, что именно эта специфика ограниченного запуска, сдерживание пользователей, поднятие планки, сделали в итоге то, что сделали.

Подобный подход в разных интерпретациях имеет место быть. А на Q&A сайтах, он думаю является решающим.

How To Ask Questions The Smart Way, © 2001,2006,2014 Eric S. Raymond, Rick Moen