Что есть основа ушу?

ушу

(Олег) #1

Из чего состоит ушу? Какой подход считается “полным” при изучении ушу?


(Dmitry Moiseev) #2

если кратко, то ушу опирается на «четыре основы»: «шоу»(手 shǒu), «янь» (眼 yǎn), «шэньфа» (身法 shēnfǎ), «бу» (步 bù), то есть на методы рук, глаз, действий корпусом, шагов.

И есть четыре основных раздела кулачного искусства – удары ногами, удары руками, техники связанные с захватами, броски.(踢 tī,打 dǎ, 拿 ná,摔 shuāi).

При этом можно условно выделить два аспекта тренировочного процесса, где «Цюань» (拳 quán )- это разучивание и отработка базовой техники, таолу, приемов, движений и так далее, и «Гун» (功 gōng) - это набор вспомогательных методов. В этот раздел традиционно входят разнообразнейшие методы т.н. «внешней» и «внутренней» наработки, в том числе и пайдагун (укрепление тела).
И хотя для боя нужен «цюань», если вспомогательной наработки нет - то он по сути не работает и получаем современную «гимнастику ушу».

Эти две составляющие - неразрывные составляющие тренировочного процесса в ушу.

Об этом есть знаменитая поговорка ушу: «练拳不练功,到老一场空», означающая «Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом», и получится «花架子» - впечатляющие , но непрактичные движения.
То есть как в другой не менее известной поговорке – «花拳绣腿,好看无用». Популярный на постсоветском пространстве поэтический перевод звучит так:

«Кулаки летают - словно цветы в танце порхают,
ноги бьют - словно вышивальные иглы снуют:
пpиемы кpасивые, но пpоку от них - никакого.»
Если подробнее, то см. вот эту статью О традиционном обучении кулачным искусствам в Китае