Что есть классическая теория познания?

философия
теории

(Герман) #1

Что вы понимаете под этим, что есть классическая теория познания?


(Евгений) #2

О ГРАММАТИКЕ РАЗУМА (реферат) на 15.01.2018 5:58:47

(из серии “Общеизвестные, но пока неизвестные науке научные истины”)

Начну с цитирования авторской аннотации к одноимённой опубликованной с пометкой “Наука ХХI века” книге (автор - С.Н.Труфанов, Самара, 2003). Все работы этого автора доступны для скачиваеия в электронном виде на его сайте в сети Интернет.

“Грамматика разума представляет собой новую для нашего времени науку, хотя создана она была ещё в первой трети XIX века великим немецким учёным Вильгельмом Гегелем. Если в обычных энциклопедиях все те понятия нашего разума, посредством которых мы осмысливаем окружающий нас мир и общаемся между собой, выстроены в простом алфавитном порядке, то в грамматике разума они систематизированы по принципу логической преемственности их смысла. В предлагаемой Вашему вниманию книге данная наука впервые излагается в краткой доступной форме.”

  1. Сам принцип упорядочения частных определений понятий по признаку логической преемственности их смысла способствует избавлению текстов статей энциклопедии грамматики разума от тавтологии. Его применение автором книги позволило представить современную научную картину мира в виде всего лишь 1059 статей в объёме немногим более 600 страниц печатного текста. При этом преемственными связями охвачены более 10 тыс. научных понятий от времён Сократа до начала 21 века. Важно отметить также, что В.Гегель выявил существенные связи между рассматриваемыми предметами действительности, в том числе то, что каждый предмет имеет множество определений и подлежит рассмотрению и определению, как минимум, с точки зрения каждой из этих существенных связей.

  2. Особую ценность для людей русскоговорящего сообщества данная наука представляет в том аспекте, что впервые в современной истории даёт каждому возможность составить собственное логически обоснованное и цельное представление о предметах, ранее известных неспециалистам лишь со слов классиков марксизма (как известно В.И.Ленин, в его работе “Три источника и три составных части марксизма”, отнёс логику В.Гегеля к одному из трёх источников марксизма - немецкой классической философии. Мало этого, в своих “Философских тетрадях” он не только с восторгом отозвался о Логике В.Гегеля, но вынужден был признать, что более полного и доказательного изложения логики не было до В.Гегеля и не требуется ввиду научной её строгости и что по этой причине К.Маркс и Ф.Энгельс не излагали логику в своих работах, а лишь применяли её как таковую).

  3. Несомненной заслугой автора книги является его попытка органично включить в оригинальное изложение предмета данной науки В.Гегелем (в его трёхтомной “Энциклопедии философскмх наук”) сведений о достижениях научно-технической революции, последовавших после кончины самого В.Гегеля.

  4. Автор данного реферата написал более 150 эссе с критическими комментариями по некоторым предметам современной научной картины мира в части и логики, и природы, и общества, и содержания самой книги - предмета реферата, в которых изложил своё видение этих предметов, во многих случаях принципиально отличное от изложенного автором книги и в меру своего кругозора приближенное к изменениям в окружающей действительности и науке, происшедшим за более 14 лет после издания книги.

Источник: trufanovsn.ru


(Евгений) #3

О МОДЕЛИ СЛОЖНОСТИ

Данное эссе содержит наглядное представление (см.рис.МОДЕЛЬ СЛОЖНОСТИ) с пояснениями, принципов построения теории познания (мышления) Гегеля, исходя из моего понимания этих принципов, рассредоточенно изложенных Гегелем в тексте части первой (ЛОГИКА) его работы “Энциклопедия философских наук” примерно на 250 страницах с малопонятной неспециалисту в области философии терминологией. В своих пояснениях я заменил трудновоспринимаемые термины либо интуитивно понятными сегодня по звучанию, либо, если это необходимо, введёнными мной новыми терминами с краткими пояснениями их смысла.

(из серии “Общеизвестные, но пока неизвестные науке научные истины”)

  1. Общеизвестен факт, что Гегель - первый и единственный в новейшей истории (с начала 19 века) человек, которому удалось понять и описать для потомков как сам процесс - ПОНИМАНИЕ любого ПРЕДМЕТа действительности (в этом смысле ПРЕДМЕТ В ЦЕЛОМ, процесс его ПОНИМАНИЯ и РЕЗУЛЬТАТ понимания - ПОНЯТИЕ - отражается всем рисунком в целом), так и конечный РЕЗУЛЬТАТ этого процесса (на рисунке - стрелка в правом нижнем углу). Гегель при построении своей теории познания использовал введённые до него в научный оборот по необходимости философские КАТЕГОРИИ (всеобщие признаки классификации всех предметов) и достижения частных европейских наук (на рисунке - стрелка РЕСУРСЫ в левом нижнем углу) за всю писаную историю ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Данный пункт эссе отражает предмет МОДЕЛЬ (в толковании - схема) СЛОЖНОСТИ (в толковании по звучанию. СЛОЖНОЕ - нечто в целом, сложенное из менее сложных частей) с точки зрения категории БЫТИЕ (внешность) единичного предмета

  2. МОДЕЛЬ СЛОЖНОСТИ состоит из минимально необходимых системообразующих элементов-механизмов, обозначенных на рисунке малыми прямоугольниками (управляющий - УМ, снабжающий - СМ, преобразующий - ПМ, оформляющий - ОМ) и элементов-связей между механизмами, обозначенных на рисунке стрелками (РЕСУРСЫ, РЕЗУЛЬТАТ, ВС - входящие сообщения, ИС - исходящие сообщения). Нижний ряд механизмов с соединяющими их стрелками, имеющими площадь, иллюстрирует производственный смысл этого ряда - от поступающих извне предмета ресурсов до направляемого вовне результата (пример из живой природы - пищеварительный тракт организма животного). Управляющий механизм связан с каждым из иных механизмов информационными (прямой и обратной) связями, обозначенными тонкими стрелками (поясняющие надписи имеются только возле внешних тонких стрелок, чтобы не загромождать внутеннюю часть рисунка. ВС - входящие сообщения, ИС - исходящие сообщения). Данный пункт эссе отражает предмет МОДЕЛЬ СЛОЖНОСТИ с точки зрения категории СУЩНОСТЬ (состав элементов предмета и взаимодействие их между собой и с внешней средой единичного предмета в целом. Важно отметить наличие в модели субъекта (УМ), от которого, в случае трактовки рисунка как модели предмета, зависит и внутренняя координация процессов в предмете и, в конечном счёте, результаты его жизнедеятельности. В случае же трактовки модели как отражающей процесс познания, эта часть играет решающую субъективную роль в адекватности результата познания (роль “кривого” зеркала, например, отражение всегда беднее оригинала предмета хотя бы ввиду односторонности).

  3. Исходными постулатами теории познания Гегеля, доказываемыми в результате её построения с применением (для наглядности) МОДЕЛИ СЛОЖНОСТИ являются:

  • утверждение (АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ) о единстве мира как такового (что разумно вначале обозначить как предмет МИР В ЦЕЛОМ=Мироздание=Универсум, состоящий из ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и их отражения в сознании людей посредством МЫШЛЕНИЯ.

  • Утверждение о достаточности категорий ПОНЯТИЕ (в чисто абстрактном виде - понятие о понятии - ЧИСТОЕ ПОНЯТИЕ), включающей категории БЫТИЕ, СУЩНОСТЬ и ПОНЯТИЕ КАК ТАКОВОЕ для упорядочения общеизвестных из истории философии частных категорий (КАЧЕСТВО, КОЛИЧЕСТВО, МЕРА, СУЩНОСТЬ, ЯВЛЕНИЕ … АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ) для построения вначале из категорий “каркаса” научного мировоззрения путём исследования научно установленных данных частных естественных и общественных наук, а затем - (применяя полученную систему категорий) - упорядочить имеющиеся научные знания о природе и человечестве по признаку преемственности их взаимосвязей (отношений) в единую НАУЧНУЮ КАРТИНУ МИРА.

  • Утверждение о качественном отличии (системообразующей роли) иерархических связей предметов (типа вложенности по принципу “матрёшки”, соподчинённости по принципу военных организаций, потребления ресурсов из окружаюей среды и выделения в неё результатов своей жизнедеятельности от иных связей, рассматриваемых в контексте прочих свойств предметов (несущественных с позиций решаемой задачи упорядочения знаний), ещё недостуных на начальном уровне понимания - уровне бытия (изучения внешности) предмета внимания (объекта)

  1. Таким образом, наглядное представление - образ (воображённого мной предмета МОДЕЛЬ СЛОЖНОСТИ - одной куклы из множества, входящих в “матрёшку”) , отражающий метод построения теории познания Гегеля позволило мне убедиться в следующем.
  • Данную теорию Гегеля точнее было бы назвать “триалектикой”, в которую предшествующая диалектика включена как органичная часть и в завершённом виде в смысле упорядоченности её категорий и исчерпывающей полноты их состава.

  • Данную теорию Гегеля можно непосредственно применять как пошаговую инструкцию при построении любой новой научной теории или технологии, поскольку она описывает самые сложные процессы - естественного усложнения вещей при их развитии в природе или обществе и движения мыслей об этом в нашем сознании.